Суд признал законным внесение "Медузы" в список "иностранных агентов"

Замоскворецкий суд Москвы
Замоскворецкий суд Москвы Авторское право пресс-служба Мосгорсуда
Авторское право пресс-служба Мосгорсуда
By Андрей Позняков
Поделиться статьейКомментарии
Поделиться статьейClose Button

Жалоба Medusa Project на объявление "Медузы" "иностранным агентом" отклонена, но издание намерено продолжить судебные разбирательства.

РЕКЛАМА

Замоскворецкий суд Москвы отклонил жалобу на объявление портала «Медуза» «иностранным агентом». Издатель заявлял о «неправомерном вмешательстве в право на свободу слова», настаивал на независимости редакционной политики от источников финансирования, жаловался на дискриминацию СМИ и нарушение принципов территориальной юрисдикции.

В ходе слушаний «Медуза» требовала от министерства юстиции представить документы, подтверждающие иностранное финансирование. Как сообщает издание, представитель ведомства показал справку Росфинмониторинга «для служебного пользования», но приобщать к делу её было нельзя.

В итоге судья отказала Medusa Project в удовлетворении иска к министерству юстиции. Адвокат Сергей Бадамшин пообещал обжаловать это решение.

Жалоба как повод

О включении «Медузы» в список «иностранных агентов» СМИ было объявлено 23 апреля. Как сообщала «Открытой России», формальным основанием стала жалоба бывшего члена Общественной наблюдательной комиссии Москвы, основателя «Антиглобалистского движения» Александра Ионова. Сам он в нескольких интервью объяснял, что недоволен подходами редакции к раскрытию источников финансирования, а также положением российских СМИ за рубежом — в частности, в США. По словам Ионова, «Медуза» получала субсидии и гранты от иностранных НКО, «но никак не декларировала свою зависимость от зарубежных инвестиций». Активист отрицает, что жалоба может быть связана с российскими грантами, которые он получает на проведение «антиглобалистских форумов».

Статус «иностранного агента» стал серьёзным ударом по «Медузе». В редакции рассказывают, что рекламодатели и партнёры стали отказываться от сотрудничества и издание «потеряло практически все свои заработки». Теперь издатель собирает пожертвования читателей.

На этой неделе о закрытии из-за финансовых проблем объявила редакция VTimes, — это издание, основанное группой бывших журналистов «Ведомостей», также было объявлено в России СМИ, выполняющим функции иностранного агента. В заявлении редакции сказано, что решение министерства юстиции «разрушило бизнес-модель VTimes»:

Рекламодатели и партнеры не понимают, как сотрудничать с «иноагентом», — и мы не можем их за это осуждать. Добровольных пожертвований читателей недостаточно, чтобы финансировать издание качественного медиа. Хуже того, «иноагентский» статус лишает VTimes большей части нашей медиаповестки: многие чиновники, бизнесмены и даже аналитики опасаются давать комментарии «иноагенту» — и мы тоже понимаем почему. По сути, VTimes выталкивают в нишу оппозиционных политических СМИ. Но мы задумали и сделали совсем другое медиа.
заявление редакции VTimes

Требования и штрафы

В реестре СМИ — «иностранных агентов» перечислены 20 изданий. Закон обязует их регистрировать в России отдельные юридические лица, которые обязаны проходить проверки минюста, каждые полгода сдавать подробные отчёты о своей деятельности, финансах, имуществе и руководящих органах. Раз в квартал СМИ — «иностранные агенты» обязаны отчитываться обо всех переводах средств из-за рубежа. Кроме того, предусмотрена публикация регулярных отчётов о деятельности издания.

Российские власти требуют от СМИ добавлять пространные сообщения о статусе «иноагента» ко всем материалам без исключения, в том числе к записям и комментариям в социальных сетях. Как объясняют правозащитники и журналисты, закон написан таким образом, что эти сообщения приходится публиковать прописными буквами в начале любого текста.

За нарушения грозят крупные штрафы и блокировки в России. Так «Радио Свобода» обязали выплатить уже более 120 миллионов рублей по обвинению в нарушении правил маркировки публикаций. Представители медиахолдинга сообщали, что из-за этого давления компания вынуждена вывести из России часть своих проектов.

В российском МИДе заявляют, что Москва пыталась принять такие же законы, как те, что в США применяются к российским СМИ. «Мы вынуждены действовать по принципу «око за око"», — говорила представитель ведомства Мария Захарова. В редакции «Радио Свобода» настаивают, что условия работы RT в США значительно лучше того, с чем сталкиваются СМИ, объявленные «иностранными агентами» в России.

Поделиться статьейКомментарии

Также по теме

Акция в защиту СМИ в Москве

Наводнение на Урале: уровень воды в реках остается высоким

Наводнения в Курганской и Тюменской областях идут на спад