Увольнение журналиста "Дождя": контекст и реакция (ОБНОВЛЕНО)

Access to the comments Комментарии
 euronews
Главред "Дождя" Тихон Дзядко тут же выступил с опровержением неправильно понятой фразы уволенного журналиста
Главред "Дождя" Тихон Дзядко тут же выступил с опровержением неправильно понятой фразы уволенного журналиста   -   Авторское право  AFP

ОБНОВЛЕНИЕ 06.12

Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) Латвии принял решение аннулировать лицензию на вещание телеканала "Дождь". Об этом сообщил глава совета Ивар Аболиньш, передают СМИ.

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ:

Заявления, сделанные независимым русскоязычным телеканалом "Дождь", вызвали подозрения о том, что сотрудники канала помогают мобилизованным на войну в Украине россиянам. Прозвучавшие в эфире слова журналиста Алексея Коростелева стали причиной расследования со стороны службы госбезопасности Латвии (СГБ).

Телеканал "Дождь" вещает из Латвии и других стран с тех пор, как его вещание было запрещено на территории России. Власти вынудили закрыть московскую студию "Дождя" по закону о распространении ложной информации о российской армии (а именно, о действиях российских войск в Украине).

Алексей Коростелев выступил с пояснением "неправильно понятых слов". Несмотря на просьбу к аудитории о поддержке российских новобранцев, ни сотрудники канала лично, ни "Дождь" как компания не предоставляли какую-либо помощь тем, кто участвует в войне со стороны России. Об этом же заявил и главный редактор канала Тихон Дзядко.

По мнению СГБ Латвии, в минувший четверг ведущий новостного выпуска выразил надежду, что телеканал "Дождь" смог поддержать российских солдат, оставленных после призыва без амуниции и провизии. "...Учитывая преступления, совершенные оккупационными силами России против Украины и ее народа, никакое оказание поддержки России-агрессору не является оправданным," - пишет СГБ на сайте службы.

Остаётся не вполне ясным, означают ли обвинения СГБ, что телеканал помог улучшить условия содержания солдат своими репортажами или же он принимал непосредственное участие в закупке провианта и амуниции.

Давление на независимые СМИ в России усилилось после аннексии Крыма в 2014 году. Последними независимыми СМИ оставались ТВ-канал "Дождь", радио "Эхо Москвы" и "Новая газета", руководитель которой стал нобелевским лауреатом мира в 2021 году. После начала войны в Украине все независимые СМИ и многие некоммерческие организации вынуждены были прекратить свою деятельность в России. "Дождь" начал вещание из Латвии. Причём в Украине эфир канала запрещён с 2017 года из-за демонстрации карты Крыма как части РФ. Директор канала Наталья Синдеева объясняла это требованием российского закона о СМИ - по меньшей мере, пока канал располагался на территории России. Но на этом же основании "Дождь" был оштрафован в Латвии на 10 000 евро уже в минувшую пятницу. Об этом сообщил Национальный совет по электронным СМИ.

Главный редактор телеканала Тихон Дзядко опубликовал в социальных сетях заявление, в котором отрицает причастность "Дождя" к какой-либо форме помощи кремлевским войскам. Как подчёркивает Дзядко, "Дождь" "не оказывал, не оказывает и не будет оказывать... помощь российской армии - на фронте или иным образом".

Латвия, унаследовавшая от СССР значительную долю русскоязычного населения, с самого начала войны в Украине выразила откровенно критическую позицию по отношению ко вторжению. Для Латвии, которая входит в состав НАТО, агрессия южного соседа против Украины стала причиной ввода повышенной готовности для армии.

Латвийская служба безопасности обеспокоена притоком в республику журналистов из России. Всего, после начала войны в Украине в Латвию переехали более 200 российских журналистов. Как считают в СНБ, это "так называемые, независимые журналисты" и среди них могут быть агенты, подосланные Кремлём. А потому присутствие подобных СМИ составляет угрозу национальной безопасности информационного поля. По латвийским законам, СМИ может лишиться права на публикацию после трёх предупреждений со стороны СНБ.

При этом, ТВ-канал Натальи Синдеевой был неоднократно отмечен международными наградами за работу в области независимой журналистики. В течение ряда лет "Дождь" поддерживал и Евросоюз, закупая рекламные блоки на канале. Если работа канала окажется под угрозой в Латвии, сотрудниками придётся снова переносить вещание в другую страну. Отчасти ТВ-канал уже работает с территории Грузии.